Всемирная  выставка.

 Париж, 1878

Название, год: Всемирная выставка сельскохозяйственных  и промышленных товаров и предметов изящных искусств 

Страна, город: Франция,  Париж 

Масштабность мероприятия:  

Количество посетителей: не менее 13 млн

Продолжительность: с 1 мая по 31 октября 1878

Всемирная выставка 1878 года проводилась в Париже в специально построенном для этой цели дворце Трокадеро и была призвана восстановить международный престиж Франции, пошатнувшийся после её поражения во франко-прусской войне. Германия от участия в этом мероприятии воздержалась.

Подготовка выставки затянулась из-за политических неурядиц во Франции, однако благодаря напряжённой работе организаторов в месяцы, предшествовавшие открытию, им удалось превзойти по размаху все предыдущие выставки и привлечь не менее 13 млн посетителей. Примерно половину экспонатов составляли французские изделия, среди остальных стран львиную долю экспонатов представила Британская империя.

Среди изобретений, продемонстрированных на Всемирной выставке, — телефон Александра Белла, алюминиевый моноплан дю Тампля и свеча Яблочкова. Томас Эдисон популяризировал в Париже свои новейшие разработки — мегафон ифонограф. Тогда же впервые публика увидела голову статуи Свободы (туловище ещё не было закончено).

На Всемирной выставке в Париже 1878 года впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции.

 Для организации экспозиции, уже традиционно, была предложена территория Марсова поля от Иенского моста до Военной школы, а также противоположный обрывистый берег Сены, где был построен весьма примечательный дворец «Трокадеро», названный в память испанской крепости, завоеванной французами в 1823 г. (дворец простоял до 1937 г., когда на его месте были построены павильоны очередной Всемирной выставки)

Главный павильон выставки — Дворец промышленности представлял собой не овал, как в 1867 г., а прямоугольник размером 706x340 м, что позволило увеличить размер полезной площади, которая составила около 300 тыс. кв. м. Его впечатляющий фасад был украшен 22 «Статуями власти» — аллегорическими скульптурами, представляющими 22 страны (или региона), которые Франция официально признала в качестве сил, оказывающих влияние на развитие обстановки в мире. Эти статуи, как отмечала пресса, значили больше, чем комплиментарный поклон странам-сестрам, - они отражали определенные черты внешней политики. Так, Южная Америка рассматривалась как единая нация, включавшая страны Центральной Америки и Мексику, отсутствовала Канада, так же как и некоторые азиатские и африканские страны. Индия была представлена как Британская колония

Все здание вдоль Марсова поля прорезала так называемая «улица наций», с правой стороны которой располагались входы в экспозиции стран-участниц, выполненные в виде фасадов наиболее характерных для этих стран зданий (к примеру, фасад испанской экспозиции напоминал силуэты знаменитой Альгамбры), а с левой — французская экспозиция. Прогулка по этой улице давала возможность сразу увидеть эклектическую природу мира 1878г., поскольку каждая страна представляла здесь «свой характер, историю и духовные особенности»

При построении экспозиции снова был использован уже проверенный принцип расположения экспонатов: вдоль здания размещались однотипные товары разных народов, а поперек — экспозиции отдельных стран. «Если в отношении архитектуры павильон может быть подвергнут критике, то инженерное искусство показало себя в необыкновенном блеске: крыши в залах машиностроения, купол в главном вестибюле и т. д, составляют эпоху в строительном искусстве. При этом все было создано с невероятной быстротой — в течение 20 месяцев» — так писал о выставке обозреватель «Московских ведомостей». Другой обозреватель отмечал, что на выставке 1878 г. в большей степени, чем на предыдущих, «инженерия обвенчалась с искусством». Так, удивление вызывало то, что под землей от Дворца промышленности до Трокадеро была проложена железная дорога, использование которой существенно ускорило как строительство павильонов, так и их демонтаж

Однако вершиной инженерного искусства было признано водоснабжение выставки: 4 гигантских гидравлических насоса перекачивали воду из Сены по трубам длиной в 23км во все концы экспозиции. Часть воды закачивалась на вершину холма Трокадеро и подавалась в башни дворца, приводя в движение его лифты. Другая часть шла в верхний пруд, откуда, спускаясь по ступеням террасы, попадала в большой бассейн, из которого вырывалась струями фонтана высотой 20 м. окружавшими, как колонны, центральный фонтан. Еще одна труба подавала воду в Аквариум, находившийся в парке Трокадеро. Из бассейна, проходя по трубам под Сеной. Вода поступала в пруд Марсова поля и затем под пол Дворца промышленности, поддерживая его температуру несколькими градусами ниже наружной даже в самые жаркие дни. Стабильное обеспечение водой Сены работы лифтов, фонтанов, системы кондиционирования воздуха и снабжения Аквариума знаменовало триумф французской инженерии на выставке. Рядом с Иенским мостом на склоне перед дворцом «Трокадеро» находилось множество небольших выставочных зданий, среди которых выделялись Морской павильон, помещение для экспонатов крупной металлургической и машиностроительной французской фирмы «Крезо», павильон старинной испанской мануфактуры, павильоны Монако, Китая, Японии, египетский и персидский киоски, рестораны. Между ними располагались теплицы с редкими растениями, предоставленными французскими питомниками и ботаническими институтами. Особый интерес вызывал расположенный у подножия «Трокадеро» в естественном карьере гигантский Аквариум, емкостью 1800куб.м, с разнообразными обитателями моря, включая осьминогов и акул. Карьер закрывала стеклянная стена площадью 2500кв.м и толщиной 22мм

Еще один павильон, достойный описания, — это дворец «Трокадеро», нижняя часть которого с примыкающими сбоку двумя одноэтажными вогнутыми крыльями состояла из высоких арок, перекрытых по краям куполом. Рядом с куполами были возведены две стройные башни в нормандском стиле, высотой 83м, а между ними сооружена ротонда. Все здание построено из белого песчаника и красного кирпича, который сочетался с цветными окнами. Два балкона на башнях предназначались для осмотра панорамы выставки. Несмотря на впечатляющий размах двух боковых колоннад, сам дворец выглядел «сидящим на корточках» и непропорциональным. Архитекторами здания являлись Жюль Бордо и Габриель Давид. Последний еще во времена 2-й Империи работал с бароном Османом, под руководством которого реконструировался Париж, а позже являлся главным архитектором города, помогая создавать ландшафт Булонского леса и парка Монсо. Им было создано несколько площадей, садов и фонтанов. Однако даже его талант не спас дворец «Трокадеро». который современные обозреватели, симпатизировавшие эклектике в архитектуре, оценивали как явную неудачу, описывая его как «давидовскую смесь романских колонн, испано-мавританских арок, геральдических башен и полихромного декора».

В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68 электрическими дуговыми лампочками русского изобретателя П.Яблочкова, что вызвало всеобщий восторг. И хотя эти лампочки, изобретенные в 1875г, впервые были показаны еще на выставке физических инструментов в Лондоне в 1876г., где получили название «русский свет», именно в Париже было продемонстрировано их первое практическое использование.

 

 Бесспорным лидером в области полученных наград были российские экспоненты в группе зерновых товаров, сахара и напитков. Здесь было получено 185 наград, в том числе водка П.Смирнова (золотая медаль). Небезынтересно заметить, что для рекламы традиционного русского напитка был построен «Павильон правительственной продажи питий», в .котором на глазах у зрителей гнали водку и тут же продавали ее штофами и шкаликами. Золотой медали «За высокое качество рафинада, сахарного песка и сельскохозяйственной продукции» был удостоен крупный украинский меценат Н. А. Терещенко.

В целом выставка 1878 г. описывалась современниками как восхитительная, но не поучительная, имея в виду то, что предыдущие выставки несли в себе больше «гастрономического» удовольствия. Проектанты выставки, в свою очередь, отмечали, что их надежды, связанные с вкусом и желаниями посетителей, были несколько преувеличены

фасад экспозиции русского отдела

Остальные фотографии на Я.Фотках
Создать бесплатный сайт с uCoz