Всемирная выставка в Париже, 1900

Название, год: Всемирная выставка в Париже, 1900 

Страна, город: Франция, Париж 

Масштабность мероприятия: 35 стран-участниц

Количество посетителей: более 50 миллионов человек 

Продолжительность: 15 апреля по 12 ноября 1900 года.

Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже (Франция). Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек, что является рекордной цифрой и по сей день. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительно было участие Российской империи — ближайшего в тот момент союзника Франции.

Специально к выставке было сооружено большое количество объектов: Лионский вокзал, вокзал Орсе (нынемузей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, сквот Улей на Монпарнасе (было задумано как винная ротонда временного пользования). Первая линия парижского метро начала работать во время выставки 19 июля 1900 года. Машинная галерея (Salle des Machines) позже была переделана в Зимний велодром (Vélodrome d’hiver), заслуживший дурную славу во время немецкой оккупации. Помимо этого во время выставки работалатроллейбусная сеть.

Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры, проходившие целых пять месяцев — с мая по октябрь. Это были первые игры с участием женщин. Соревнования в тринадцати видах спорта из 20 были проведены впервые.

Основной принцип выставки - сырые продукты, способы их обработки размещать последовательно, чтобы посетители видели не просто скопище предметов, а понимали, как получается та или иная продукция. Машины и приборы действовали прямо на глазах посетителей. При каждом отделе существовало нечто вроде маленького музея, по образцам которого можно было судить об успехах в данной области. Так, история технических средств включала химические аппараты А.Лавуазье, микроскоп Л.Пастера, первую бумагоделательную машину Робера, аппараты А.Муассана, производящие искусственные алмазы. 
Здесь мир узнал о новых научных открытиях и технических достижениях.

На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м².

На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей). Высочайше учрежденную комиссию возглавил директор Департамента Торговли и Мануфактур В. И. Ковалевский, помимо него генеральным комиссаром назначили князя Тенишева, а главным архитектором выбрали петербуржца Мельцера.[1]. В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри [2].

Российский отдел начал свою работу лишь 17 апреля, на два дня позже открытия выставки. Из представленных на выставке 18 тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Для некоторых частей российской экспозиции были построены отдельные здания, поскольку не хватало выделенной площади. Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера. Павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.[3] Павильон М. С. Кузнецова и витрины П. И. Харитоненко были сооружены по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.

Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Большое впечатление произвела экспозиция Министерства путей сообщения по проекту художника Пясецкого, посвященная Транссибирской магистрали, — Транссибирская железнодорожная панорама. Публика проходила в вагоны с имитацией движения поезда, из которых они могли наслаждаться российскими пейзажами, менявшимися с помощью особого механизма. В конце «пути» посетители выходили в дверь с обратной стороны и попадали в Китайский отдел. Этотаттракцион был отмечен высшей наградой гран-при. Премии гран-при удостоилась также выкованная из рельса пальма Мерцалова. Минусинский краеведческий музей удостоился серебряной медали.
Хрустальный Гран-при выставки и большую золотую медаль получил чугунный павильон Кыштымского горного округа работы Каслинского завода, созданный по проекту архитектора-художника Е. Е. Баумгартена.

 На Всемирной выставке 1900 года были впервые представленные публике озвученные фильмы и эскалаторы, а Campbell Soup был награждён золодой медалью (она по сей день изображена на банке супа). Рудольф Дизельпредставил на суд посетителей выставки дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле. Были также представлены многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама.

В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м. Этот телескоп был самым большим из всех созданных на тот момент. Труба телескопа насчитывала 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.

 

 Русская матрешка родилась в 1891 г., когда в столярной мастерской в Абрамцеве токарь В. 3вездочкин ее выточил, а художник С. Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке в Париже. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.

Афиша всемирной выставки

Остальные фотографии на Я.Фотках
Создать бесплатный сайт с uCoz