Всемирная выставка,
Париж, 1937
Название, год: Всемирная выставка искусств и техники, 1937
Страна, город: Франция, Париж
Масштабность мероприятия: 44 страны-участницы
Всемирная выставка искусств и техники 1937 года проводилась в Париже и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны. К её проведению было приурочено открытие Музея человека.
В выставке приняли участие 44 страны. крупнейшими были советский и немецкий павильоны.
Советский павильон
Советский представлял собой галерею длиной 150м. Здание было облицовано самаркандским мрамором и увенчано знаменитой ныне 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы, созданной по проекту В. И. Мухиной. Вход в павильон украшали барельефы скульптора И. Чайкова, гербы СССР и 11 союзных республик. Советская экспозиция состояла из 5 разделов, которые раскрывали основную тему выставки. Наибольший интерес из экспонатов вызывала карта промышленности Советского Союза размером 22.5 кв.м, изготовленная из 10 тысяч самоцветов и драгоценных камней, иллюстрировавшая размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности. Свидетельством большого успеха советского павильона на Всемирной выставке в Париже явилось присуждение 270 наград, из которых 95 на уровне ГРАН-ПРИ.
в павильоне СССР, экспонировались машины ЗИС-101 и ГАЗ-М1.
Вся тематика павильона СССР отражала созидательный труд советских людей и миролюбивую внешнюю политику Советского государства. Экспозиция состояла из пяти разделов.
В первом зале, посвященном Советской Конституции, посетители знакомились с государственным строем СССР. Экспозиция рассказывала о праве на труд, отдых и образование.
Второй зал - науки, промышленности, народного образования, литературы и печати - отражал грандиозные масштабы социалистического строительства. Экспозиция показывала рост экономики, превращение нашей страны из аграрной в индустриальную, рассказывала о подготовке специалистов. В этом разделе демонстрировались легковые автомашины, тракторы, образцы тканей, обуви и других промышленных товаров.
Размещение производительных сил страны было показано на большой карте площадью 22,5 м2. Карта была выполнена из десяти тысяч полудрагоценных камней (сейчас эту карту молено видеть в ленинградском Эрмитаже).
В третьем зале, посвященном искусству, экспонировались картины, гравюры и скульптуры, а также макеты театральных постановок, произведения прикладного искусства.
В кинозале на 400 мест демонстрировались художественные и документальные фильмы.
О развитии всех видов транспорта и освоении Северного морского пути рассказывала экспозиция четвертого раздела.
Планы реконструкции ряда крупных городов, показанные в пятом зале, давали представление о советской архитектуре и градостроительстве.
Немецкий павильон
по замыслу А. Шпеера, был построен в форме римской цифры III. кровожадный орел, держащий в когтях свастику. У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха "Товарищество", чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .
Франция
построила около 200 выставочных зданий. 24 павильона отражали жизнь метрополии и 15 были посвящены колониям. Представляли интерес специализированные павильоны, посвященные кинематографии, науке, технике, изобразительному искусству.
Борьба между советским и немецким павильоном была огромная.
1. Шпеер подсмотрел планы советского павильона. И выстроил пятисотфутовую махину в виде цифры III. Мог бы все-таки сделать красивее и выстроить свой павильон в тот же рост. Не стал. В итоге - по золотой медали тем и другим.
2. Замков, помощник Мухиной, вспоминал: «Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана. И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда.
Экспо’37 – знаковое событие. Она стала последней международной выставкой, проходившей в Европе до Второй мировой войны. Знаковость ее еще и в том, что победу тут победили между собой большевистский СССР и нацистская Германия. Павильоны этих государств были самыми масштабными и находились четко друг напротив друга.
Среди других экспозиций выделялся испанский павильон. Выставка проходила во время гражданской войны в Испании; оформление павильона Второй испанской Республики было произведено с участием Пабло Пикассо. В павильоне всеобщее внимание приковала его «Герника», изображавшая ужасы войны. "Гернику" Пикассо написал для павильона. Полотно посвящено бомбардировке баскского города Герника немецкой авиацией в разгар Гражданской войны в Испании.
Украина также отличилась на Всемирной парижской выставке 1937 года.
Гостиница «Харьков» была построена архитектором Г.А. Яновицким в 1936 году. Спроектированное им здание считается шедевром архитектуры. На всемирной выставке в Париже в 1937 году ее проект получил наивысшую оценку.
Характерной особенностью экспозиции большинства иностранных павильонов являлось то, что они были рассчитаны на привлечение богатых посетителей. Это проявлялось в широкой демонстрации предметов роскоши, ювелирных и антикварных изделий, организации фешенебельных ресторанов, дорогостоящих увеселительных развлечений и т. п.