Всемирная выставка

в Лондоне, 1862 г.


Название, год: Всемирная выставка в Лондоне, 1862 

Страна, город: Лондон, Англия. 

Масштабность мероприятия: 35 стран-участниц 

Количество посетителей: 6,2 млн человек 

Продолжительность: с 1 мая по 30 октября 

Представлены на выставке: с/х продукция, произведения искусств,  

 

За прошедшие 10 лет в Англии было построено 400 км железных дорог, а транспортная культура была лучшей на континенте, так что устроители выставки могли рассчитывать на существенное увеличение числа посетителей, а следовательно, и на дополнительную прибыль. Был объявлен конкурс на строительство выставочного павильона, под который предоставлялась площадь около 120 тыс. кв. м, расположенная менее чем в миле от кафедрального собора Св. Павла. Лучшей была признана идея морского инженера капитана Фаука, представлявшая из себя сооружение площадью 351x211 м, высотой 26 м и куполом диаметром 76 м. (в целом размеры выставочного павильона на 20% превышали размеры Хрустального дворца). Огромное здание было выполнено в компилятивном стиле барокко и псевдоклассики с двенадцатью монументальными воротами, множеством арок, колонн, пилястров и карнизов. На ротонде, поддерживавшей стеклянный купол, крупными буквами была написана мысль, которой, по словам обозревателя "Московских ведомостей", руководствовались создатели этого колоссального здания: "О Боже! От Тебя снисходят на Землю богатства и слава. Ты царствуешь над всем, в деснице Твоей заключается могущество и сила, и только Ты один можешь сделать человека великим".

В отдельном помещении экспонировались произведения изящных искусств. Сельскохозяйственная продукция и животноводство демонстрировались также на отдельных площадках.

Участниками выставки явились практически те же страны, что и в 1851 г., за исключением США, которые были заняты Гражданской войной. Крупнейшей экспозицией была безусловно английская, занимавшая более половины выставочной площади (более 10 тыс. экспонентов, включая порядка 700 — из колоний). Следующей по площади была экспозиция Франции около 13,5 тыс. кв. м и более 3500 производителей, в 1851 г. — менее 1800). Среди крупнейших экспонентов выставки были Германия (Немецкий таможенный союз — Пруссия и др.) — 7,7 тыс. кв. м, Австрия и Бельгия - около 5,0 тыс. кв. м каждая, Россия и Италия — более 1,7 тыс. кв. м. каждая. Остальные страны занимали менее 1000 кв. м (Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Испания, Португалия, Рим, Греция, Турция, Египет, Тунис, Коста-Рика, Гватемала, Бразилия, Эквадор, Перу, Уругвай, Венесуэла, Босния). Всего на выставке было представлено до 18 тыс. иностранных экспонентов.

Одной из особенностей выставки, на которую допускались экспонаты, созданные после 1850 г., было, как отмечали посетители, довольно сильное ощущение прогресса в области военного машиностроения, как следствие последних войн и в области металлургии.

Наиболее впечатляющей на выставке была экспозиция Великобритании, прежде всего в таких областях, как гражданская инженерия, сельскохозяйственное машиностроение (в отсутствие США), производство машин, посуды, мебели, металлургия. Отмечалось, что, если англичане являлись мастерами в сфере приложения промышленных ресурсов к требованиям науки и коммерции, то французы были более изысканны и артистичны в оформлении и отделке, отличаясь несравненным вкусом и элегантностью и доказывая при этом свою уникальность в органическом сочетании искусства и промышленности. Отмечался и очевидный прогресс Германии, который, как писали обозреватели, был бы невозможен без объединения страны.

Особо следует отметить художественную выставку, которая впервые полномасштабно проводилась в рамках ЭКСПО (ранее произведения искусства размещались вместе с промышленными экспонатами — каретами, фарфоровыми вазами, коврами) и ставшую чуть ли не главной ее частью.

Российская художественная экспозиция оценивалась весьма средне за ее подражание западному искусству. Экспонировалось 77 картин и гравюр. Далеко не лучшими работами были представлены такие известные художники, как А Лосенко, К Брюллов, А Иванов, С. Щедрин, И. Айвазовский, П. Чистяков. Не лучшими своими образцами была представлена и скульптура.

В основном, промышленном разделе приняло участие около 750 российских экспонентов. Обозреватель "Московских ведомостей" Альфонс Эскирос в своем отчете о выставке писал: "Россия обращает на себя внимание химическими произведениями, замшею, кожами, которые выделывает в таком множестве и разнообразии, хлебом, одеялами и особенно носовыми платками. Если же в чем-то и можно упрекнуть ее, то в недостатке оригинальности. Все произведения русской мануфактуры отмечены неприятной печатью однообразия, словно они сработаны все по одному заданному образцу".

И все-таки целый ряд российских экспонатов был великолепного качества, что и отметило 177 медалями и 128 почетными отзывами жюри. Нельзя не указать при этом, что значительная часть этих наград (98) была присуждена сырьевым продуктам. Посетителей поражали колоссальные куски графита весом 4-8 пудов, ваза шириной около одного метра, колонна коринфского ордера высотой более Зм, и огромный кусок нефрита, самый большой из когда-либо экспонированных, привезенный из Иркутска. Главным экспонатом оружейного раздела было признано стальное орудие 12-фунтового калибра, точность которого не изменилась после 1000 выстрелов. Оно было отмечено золотой медалью (сейчас находится в артиллерийском музее С-Петербурга). Обуховское орудие ничем не уступало орудиям Круппа и положило конец его монополии.

В области вооружения наградами также были отмечены: пушечный лафет новой конструкции, изготовленный Кронштадтским казенным заводом, модели сошедших в последние годы со стапелей судов, среди которых особо выделена модель 111 -пушечного корабля "Николай I", сделанная из слоновой кости и меди г-ном Федоровым, а также сабельные клинки Златоустовской казенной фабрики.

Газеты писали, что "Россия поистине изумила и некоторыми промышленными изделиями", среди которых выделялись две огромные хрустальные вазы Петербургского Императорского завода, которые своей чистотой не уступали английскому "кронглассу", черные сукна г-на Фидлера из Окатова и г-на Тило, а также кашемиры и орманы. "Большой успех русской промышленности виден в шелковых тканях, которые отличаются высоким качеством и окраскою".  Заметен был прогресс России со времени первой выставки в области химической промышленности.

Большая часть сельскохозяйственных сырьевых продуктов, представленных своими лучшими образцами: щетина, воск, стеарин, лен, пенька, шерсть — также получили медали. Домашняя металлическая посуда: самовары, кофейники, лампы — была в основном отменного качества, а лучшие из бронзовых изделий, по словам обозревателя "Московских ведомостей", не уступали французским. Среди работ художественной чеканки лучшими были признаны памятник Екатерине Второй работы Феликса Шопена и группа, изображающая идолов X в., выполненная по рисунку профессора Н. С. Пименова.

Значительный успех выпал на долю "Российско-Американской резиновой мануфактуры", которая была удостоена двух золотых медалей: за усовершенствование отделки резиновых галош и за превосходные резинотехнические изделия — машинные приводные ремни.

Давая общую характеристику российскому разделу, вышеупомянутый обозреватель пишет: "Мы не видели ни одного предмета, каким бы маловажным он ни был, который не носил бы на себе печать высшей европейской цивилизации и высокого художественного вкуса, что много обещает в будущем российской промышленности при необъятных богатствах страны".

За все время работы, с 1 мая по 30 октября, выставку посетили 6,2 млн человек, что существенно ниже планировавшихся 11 млн. Это явилось одной из причин того, что с экономической точки зрения выставка оказалась не столь успешной, как предыдущая. Несмотря на нещадные косвенные налоги на посетителя: плата за каталоги, аренду биноклей, стульев для отдыха, за хранение зонтов и тростей, которые необходимо было оставлять при входе, — выставка оказалась для организаторов убыточной. Дефицит составил около 50 тыс. фт. стерлингов, что в определенной степени надолго охладило энтузиазм в проведении в Лондоне новых всемирных выставок.

 

 

Здание всемирной выставки 1862 года, в Лондоне, Литография В.Ф.Тимма. 1862 год.

Остальные фотографии на Я.Фотках
Создать бесплатный сайт с uCoz